SOCOM: U.S. Navy SEALs: Fireteam Bravo 3 — это игра, которую
наверняка видят в эротических снах учредители круглого стола «Роль
образовательной и игровой компьютерной индустрии в формировании
ценностных установок
и патриотическом воспитании молодежи». Конечно, «морские котики» в
качестве
главных героев — это идеологически неправильно, но если незаметно
заменить их
бойцами ВДВ (а выдуманную балканскую республику Коратвию — на любую
страну,
неугодную Родине), то подвоха, скорее всего, никто и не почует.
Героев Fireteam Bravo 3 хоть сейчас можно
отправлять на военный парад в произвольно взятом государстве.
Молодые
подтянутые парни в форме, с квадратными челюстями и мясистыми
желваками, едва
не лопающиеся от желания послужить родной стране. Они умны, но их
интеллектуальные способности большую часть времени направлены на
максимально
эффективное решение боевой задачи. Они гуманны и не режут пленным
глотки, но с
врагом переговоров не ведут. Настоящие военные — красивые,
здоровенные. Вот
только живется им очень несладко, и вовсе не из-за опасной
профессии: если
верить Slant Six Games, главная проблема любого
спецназовца — как выполнить миссию, не запутавшись в собственных
карманах. Глубина наших глубинSOCOM очень хочется казаться
тактическим шутером. Когда-то так оно и было: восемь лет назад,
когда серия
дебютировала на PS2, было принято считать, что
приставка «тактический» предполагает очень серьезное лицо, миллион
возможностей
и хитрых гаджетов в карманах бойцов. Однако во второй половине
двухтысячных
выяснилось, что консоли для таких проектов не очень-то подходят.
Хотя бы
потому, что кнопок на геймпаде значительно меньше, чем на
клавиатуре, — пока
герой пытается убрать автомат и достать гранату, в его теле
появляется десяток
новых (пулевых) отверстий. Начались эксперименты и упрощения, в
результате
которых тактические шутеры в их изначальном виде сегодня остались
разве что на
РС (см. ArmA 2).
Но создатели SOCOM держались до последнего. Еще
в Fireteam Bravo 2 (урожая 2007 года) можно
было передвигаться стоя, на корточках и по-пластунски, менять режим
стрельбы у
каждого оружия, вызывать поддержку с воздуха и отдавать приказы
напарнику. Вот
только кнопок в распоряжении игрока по прежнему было всего десять
штук, плюс аналоговый
стик. Как результат — приходилось запоминать огромное количество
комбинаций (на
каждую клавишу было подвешено как минимум две функции), игрок
постоянно в них
путался, пыхтел и матерился. Курьез в том, что на самом деле SOCOM — никакой не тактический, а
самый обычный экшен от третьего лица с кучей совершенно лишних
функций. Команда
спецназовцев (в предыдущей части их было двое, теперь — четверо)
высаживается
на просторном, но, по сути, линейном уровне и прет напролом, зачищая
местность.
Можно, конечно, метать гранаты, пользоваться снайперскими винтовками
и бесшумно
снимать патрули, но все это — блажь. Враги беспросветно тупы и
выглядят как
толпа напуганных гимназисток, впрочем хорошо вооруженных. Они
бестолково
прыгают от одной колонны к другой (и хорошо хоть так — во второй
части противник
мог залечь «в укрытие» посреди чистого поля), очень любят бежать
прямо на
игрока, стреляя от бедра, а в случае крайней опасности — прячутся за
угол и принимаются
сосредоточенно разглядывать глухую стену напротив, делая вид, что
происходящее
их не касается.
Придурочные
противники и очевидная планировка уровней делают свое дело:
планировать бой и
работать аккуратно совершенно ни к чему. Автоприцеливание позволяет
обнаружить
врага на приличном расстоянии, укрытий хватает, а напарники стреляют
удивительно метко. На стандартном уровне сложности, в принципе,
можно вообще не
открывать огонь самому, а отсиживаться за пеньками, время от времени
воскрешая
павших товарищей (тем более что раньше для этого требовалась
аптечка, а теперь
их упразднили и здоровье восстанавливается автоматически).
Еще
один довод в пользу того, чтобы бежать вперед и ни о чем не думать, —
колченогий интерфейс. К третьей части над ним, безусловно, серьезно
поработали:
отрезали все лишнее (вроде той самой поддержки с воздуха),
поработали над
управлением и привели в соответствие современным стандартам систему
отдачи
приказов. Легче от этого не стало: конечно, можно нажатием одной
кнопки
отправить кого-то из подчиненных на ближайший холм, чтобы тот
прикрывал
товарищей снайперским огнем, но для этого придется долго мучиться с
камерой
(смотреть вверх и вниз во время движения нельзя, нужно переключаться
в режим
прицеливания), и нет никаких гарантий, что боец сможет правильно
выполнить поставленную
задачу, — с сообразительностью у напарников тоже беда. О том, на
какие
ухищрения приходится идти, чтобы метнуть гранату, лучше и вовсе
умолчать.
Обязательно бахнем
Однако
не стоит отчаиваться: к SOCOM вполне можно найти подход.
Действительно, разработчики не позаботились о грамотном AI и не
сумели придумать ни
одной по-настоящему интересной игровой ситуации (во всех восьми
миссиях
предлагается только два занятия: бежать и стрелять). Зато они
оставили нам
массу возможностей для того, чтобы развлекать себя самостоятельно.
Щемить
террористов из пулемета слишком легко? Попробуйте тихонько
расстрелять их из
пистолета с глушителем или подкрасться и прирезать ножом — за это
дадут
бонусные очки, на которые можно купить новый подствольный гранатомет
или лазерный
прицел. Устали от бесконечных штурмов? Поищите альтернативный
маршрут к цели
(игра линейна, но на каждом уровне встречаются заячьи тропки,
которые помогут
подойти к врагу оттуда, откуда он меньше всего этого ждет). Лень
делать все
самому? Освойте тактический интерфейс и попытайтесь сделать грязную
работу
руками подчиненных.
Наконец,
если вам удастся найти трех друзей, можно пройти кампанию в
кооперативном
режиме — и вот тут простор для экспериментов становится еще шире.
Можно
разделяться и заходить на врага с двух сторон, можно синхронно
расстреливать
противников из снайперских винтовок (чтобы не успели поднять
тревогу) и
распределять роли в команде соответственно вооружению бойцов. В
общем, корчить
из себя настоящих спецназовцев. По сравнению с предыдущей PSP-версией SOCOM, Fireteam Bravo 3 — большой
шаг вперед. Пока Zipper Interactive,
создатели серии, занимались своим MAG, подмастерья
из Slant Six Games исправили
за ними самые очевидные ошибки: доработали интерфейс и привили AI
зачатки инстинкта самосохранения
(по крайней мере враги лезут под пули уже не так активно, как
прежде). И даже
несмотря на то, что ключевые проблемы серии — нищенский геймдизайн и
бесполезные тактические прибамбасы — все еще на месте, в SOCOM на
PSP сегодня
уже можно играть без боли, особенно в онлайновых режимах. Если
думскому
комитету по делам молодежи удастся наладить выпуск
военно-патриотических игр
хотя бы такого же качества — Родина сможет спать спокойно.
Формула игры: 60% Rainbow Six + 20% Tom Clancy’s Ghost Recon +
20% душевнобольных террористов
Геймплей: 5
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Управление: 5
Сюжет: 6
Стабильность: 9
Оригинальность: 5
Оценка: 6,5
|